Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры. Игра помогает им понять сложный и разнообразный мир в котором они растут. В играх дети развивают свои естественные задатки- воображение, ловкость, эмоции, чувства, интелект, общение и многое другое.
Актуальность: Ребенок прирожденный изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать свои постройки, проявляя при этом смекалку, любознательность, сообразительность и творчество. Конструкторы LEGO являются великолепным средством интелектуального развития дошкольников и дают детям замечательную возможность для эксперементирования и самовыражения. Занимаясь LEGO Конструированием у детей появляются положительные эмоции, налаживается общение со сверстниками. Дети могут собирать различные модели и комбинации из отдельных частей, а также изменять их по своему усмотрению. Это стимулирует их физическую и умственную деятельность. Игры с LEGO способствуют творческому развитю детей, они начинают воспринимать окружающий мир ярче и интереснее с самого детства.
Цель: Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO Конструированием.
Задачи:
Развивать творческую активность, мелкую моторику рук, мышление, пространственные представления, интелект, смекалку, наблюдательность, память.
Развивать речь, добиваться рассуждений вслух при решении конструктивных задач.
Учить создавать конструкции по образцу, чертежу, по условию и замыслу.
Формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого.
Формировать умение самостоятельно решать технические задачи.
Формировать навыки межличностного общения, коллективного творчества, чувства уверенности в себе, умение отстаивать свои идеи.
Формы организации обучения:
- Конструирование по образцу (детям предлагают образцы построек и способы их воспроизведения)
- Конструирование по модели (показывают образец модели со скрытыми элементами т. е. усложненная разновидность, конструирования по образцу)
- Конструирование по условиям (нет образца, определяют лишь условия, которым должна соответствовать постройка)
- Конструирование по схемам и чертежам (из деталей создаются внешние особенности реального объекта)
- Конструирование по замыслу (развивают творчество и самостоятельность)
Примерное распределение занятий на год в старшей группе:
- конструирование по образцу (26)
-конструирование по условиям (4)
-конструирование по замыслу (8)
Планируемый результат:
- Сравнивать модели, находить сходства и различия
- Обдумывать содержание будущей постройки
- Правильно использовать детали строительного материала
- Изменять постройки или надстраивать, заменяя одни детали на другие
- Работать коллективно
- Научиться рассказывать о постройке.
Содержание программы:
Занятие 1 : Тема Конструирование по замыслу.
Задачи: Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
Материалы и оборудование: наборы деталей конструктора, мелкие игрушки.
Занятие 2: Тема Избушка на курьих ножках (коллективная работа).
Задачи: Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. Развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
Материалы и оборудование: картинка с изображением избушки, русская народная сказка «Гуси-лебеди», образец, наборы деталей конструктора.
Занятие 3: Тема Мостик через речку.
Задачи: Познакомить с Лего-конструктором. Показать новые детали. Учить строить мостик. Развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
Материалы и оборудование: наборы деталей конструктора, куколки, образец.
Занятие 4: Тема Колодец.
Задачи: Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
Материалы и оборудование: НАБОР КОНСТРУКТОРА.
Занятие 5: Тема Дом лесника.
Задачи: Учить коллективно строить простейшую постройку из большого лего-конструктора «Дакта». Развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
Материалы и оборудование: схема домика, наборы деталей конструктора.
Занятие 6: Тема Разные домики.
Задачи: Учить строить большой дом для лесника. Способствовать развитию сообразительности, пространственного воображения, элементов логического мышления, математических способностей. Продолжать знакомить с сенсорными эталонами цвета и формы, учить разбивать сложные задания на несколько простых. Способствовать развитию сообразительности, пространственного воображения, элементов логического мышления, математических способностей. Продолжать знакомить с сенсорными эталонами цвета и формы, учить разбивать сложные задания на несколько простых.
Материалы и оборудование: картинки с изображением городских улиц (образцы), наборы деталей конструктора.
Занятие 7: Тема Кафе
Задачи: Учить строить домики разной величины и длины. Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. Способствовать развитию сообразительности, пространственного воображения, элементов логического мышления, математических способностей. Продолжать знакомить с сенсорными эталонами цвета и формы, учить разбивать сложные задания на несколько простых.
Материалы и оборудование: наборы деталей конструктора, образец.
Занятие 8: Тема Конструирование по замыслу.
Задачи: Закреплять полученные навыки в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание, Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Способствовать развитию сообразительности, пространственного воображения, элементов логического мышления, математических способностей. Продолжать знакомить с сенсорными эталонами цвета и формы, учить разбивать сложные задания на несколько простых.
Материалы и оборудование: наборы деталей конструктора, мелкие игрушки.
Занятие 9: Тема 3 Плывут корабли.
Задачи: Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику. Способствовать развитию сообразительности, пространственного воображения, элементов логического мышления, математических способностей. Продолжать знакомить с сенсорными эталонами цвета и формы, учить разбивать сложные задания на несколько простых.
Материалы и оборудование: картинки с изображением водного транспорта, схемы, набор деталей конструктора.
Занятие 10: Тема КатеР.
Задачи: Учить выделять в постройке ее функциональные ч) (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять существенные части. Способствовать развитию сообразительности, пространственного воображения, элементов логического мышления, математических способностей. Продолжать знакомить с сенсорными эталонами цвета и формы, учить разбивать сложные задания на несколько простых.
Материалы и оборудование: картинка с изображением катера, наборы деталей конструктор.
Занятие 11: Тема Пароход.
Задачи: Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт»
Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. Учить составлять из кубиков фигуры. Развивать внимание, пространственное воображение, логику, фантазию, учить анализу и синтезу, пониманию принципа схем и чертежей.
Материалы и оборудование: образец, наборы, конструктора, схема «Лесенка».
Занятие 12: Тема Конструирование по замыслу.
Задачи: Закреплять полученные навыки.
Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить составлять из кубиков фигуры. Развивать внимание, пространственное воображение, логику, фантазию, учить анализу и синтезу, пониманию принципа схем и чертежей.
Материалы и оборудование: наборы деталей конструктора, мелкие игрушки.
Занятие 13: Тема Зоопарк.
Задачи: Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. Учить составлять из кубиков фигуры. Развивать внимание, пространственное воображение, логику, фантазию, учить анализу и синтезу, пониманию принципа схем и чертежей.
Материалы и оборудование: картинки с изображением животных, набор игрушечных зверей, наборы деталей конструктора, схема «Колодец».
Занятие 14: Тема Слон.
Задачи: Учить строить слона из Лего-конструктора. Развивать творческие навыки, терпение. Учить составлять из кубиков фигуры. Развивать внимание, пространственное воображение, логику, фантазию, учить анализу и синтезу, пониманию принципа схем и чертежей.
Материалы и оборудование: схема «Кресло», картинка с изображением слона, наборы деталей конструктора, образец.
Занятие 15: Тема Верблюд.
Задачи: Учить строить верблюда. Учить составлять из кубиков фигуры. Развивать внимание, пространственное воображение, логику, фантазию, учить анализу и синтезу, пониманию принципа схем и чертежей.
Материалы и оборудование: схема «Деревья», игрушка или картинка с изображением верблюда ,наборы деталей конструктора, образец.
Занятие 16: Тема Домашние животные.
Задачи: Учить строить собаку и кошку.
Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Способствовать развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Материалы и оборудование: схема «Кошка», «Собака», картинки с изображением животных, наборы деталей конструктора.
Занятие 17: Тема Дети.
Задачи: Учить строить мальчика и девочку из большого лего-конструктора «Дупло».
Учить рассказывать о постройке. Способствовать развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Материалы и оборудование: схема «Дети», схемы, образец, наборы деталей конструктора.
Занятие 18: Тема Дом фермера.
Задачи: Учить находить материал для постройки. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Способствовать развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Материалы и оборудование: схема «Дом», картинка с изображением домика, образец, наборы деталей конструктора.
Занятие 19: Тема Грузовой автомобиль.
Задачи: Учить создавать сложную постройку грузовой машины из Лего-конструктора . Учить правильно соединять детали. Способствовать развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Материалы и оборудование: схема «Заяц», образец, наборы деталей конструктора, мелкие игрушки.
Занятие 20: Тема Пожарная часть.
Задачи: Рассказать о профессии пожарного.
Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить телефон пожарной части. Способствовать развитию наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Материалы и оборудование: ,набор конструктора, образец пожарной машины.
Занятие 21: Тема Самолет.
Задачи: Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме. Формировать зрительное внимание, умение выкладывать фигуры из счетных палочек по графическому образцу.
Материалы и оборудование: схема «Самолет», фотографии, наборы деталей конструктора.
Занятие22: Тема Конструирование кораблей по замыслу из разных конструкторов.
Задачи: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, выбирать подходящий конструктор, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать зрительное внимание, умение выкладывать фигуры из счетных палочек по графическому образцу.
Материалы и оборудование: различные конструкторы, схема «Корабль».
Занятие 23: Тема Поезд мчится.
Задачи: Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу. Формировать зрительное внимание, умение выкладывать фигуры из счетных палочек по представлению.
Материалы и оборудование: картинка с изображением поезда, игрушечный поезд, набор деталей конструктора, фигурки человечков,
Занятие 24: Тема Беседка
Задачи: Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку из конструктора. Формировать зрительное внимание, умение выкладывать фигуры из счетных палочек по представлению.
Материалы и оборудование: рисунки, фотографии беседки, образец, наборы деталей конструктор.
Занятие 25: Тема Пастбище.
Задачи: Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. Развивать креативность, мелкую моторику, умение моделировать и конструировать.
Материалы и оборудование: образец, наборы деталей конструктора, схема «Собака».
Занятие 26: Тема Конструирование по замыслу.
Задачи: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать креативность, мелкую моторику, умение моделировать и конструировать.
Материалы и оборудование: наборы деталей конструктора, схема «Корабль».
Занятие 27: Тема Ракета, космонавты.
Задачи: Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из Лего-конструктора. Развивать креативность, мелкую моторику, умение моделировать и конструировать.
Материалы и оборудование: схема «Ракета», картинки, образец, наборы деталей конструктора.
Занятие 28: Тема Светофор, регулировщик.
Задачи: Закреплять знания о светофоре. Развивать креативность, мелкую моторику, умение моделировать и конструировать.
Материалы и оборудование: схема «Такси», макет светофора, образец, наборы деталей конструктора.
Занятие29: Тема Конструирование по замыслу.
Задачи: Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Развивать креативность, мелкую моторику, умение моделировать.
Материалы и оборудование: наборы деталей конструктора, схема «Заячья избушка»
Занятие 30: Тема Робот.
Задачи: Показать игрушку робот. Учить строить робота. Развивать креативность, мелкую моторику, умение моделировать и конструировать.
Материалы и оборудование: игрушка Робот,детали конструктора.
Занятие 31: Тема Речные рыбки
Задачи: Учить строить рыб из Лего-конструктора. Развивать навыки конструирования, мелкую мотору рук.
Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб, наборы деталей конструктора, образец, прозрачный сосуд, схема «Рыбы».