Программа кружка «Волшебный квадратик»
Дополнительная общеобразовательная программа кружка Оригами «Волшебный квадратик»
(Для детей 5-6лет)
Программа разработана
Воспитателем высшей квалификационной категории
Горбачевой Ольгой Николаевной
г. Краснозаводск
2020г.
Пояснительная записка.
Актуальность
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
Практическая значимость
В рабочей программе определены направления, которые учитывают требования ФГОС ДО:
- гуманизация воспитательного процесса;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
- умение слушать воспитателя
- принимать умственную задачу и находить способ ее решения
- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
- развитие самоконтроля и самооценки
осознание собственных познавательных процессов
Цель
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги
Задачи
Обучающие:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы реализации программы:
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
- Владение ножницами.
- Обработка квадрата.
- Создание основ (базовых форм) оригами
- Аппликативное оформление оригами.
- Составление творческих композиций.
Содержание
Перспективный план рабочей программы «Волшебный квадратик» рассчитан на детей 5-6лет. Срок ее реализации 1 год. Рабочая программа основана на книге Е. Доброва «Волшебство оригами».
Занятия разбиты по темам . Задания можно варьировать , включая игровые задания из дополнительного материала. Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Постепенно у детей накапливается чувственный опыт, формируются обобщенные понятия.
Целевые ориентиры на этапе завершения
В результате обучения в кружке дети должны получить знания:
- о различных видах оригами
- о правилах безопасности труда
- о материалах и инструментах
Умения:
- приобретение навыков работать в коллективе
-освоят навыки работать с бумагой, ножницами
-умеют складывать из бумаги
Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп:
Программа «Весёлый квадратик» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст.)
Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек.
Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня.
Продолжительность занятий 25 – 30 минут
сентябрь
№
п/п
|
Тема
|
Программное содержание
|
время
|
1
|
Знакомство с искусством оригами
|
Познакомить детей с искусством оригами.
Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется)
Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.
Учить складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.
|
30мин
|
2
|
Превращения квадратика
|
Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.
Развивать творческое воображение и фантазию.
|
30мин
|
3
|
«Дом»
|
Знакомство с основной базовой формой «книжка».
Повторить основные элементы складывания.
Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.
Превращение квадратика в дом.
|
30мин
|
4
|
«Для чего нужна дверь?»
|
Познакомить с базовой формой «дверь».
Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам,
Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик.
|
30мин
|
октябрь
№
п/п
|
Тема
|
Программное содержание
|
|
1
|
«Собачья семейка»
|
Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник».
Складывание мамы-собаки по показу воспитателя.
Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера.
Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.)
|
30мин
|
2
|
«Муха»
|
Базовая форма «треугольник».
Складывание поделки «Муха».
|
30мин
|
3
|
«Старое дерево»
|
Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»).
Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию.
|
30мин
30мин
|
4
|
«Ветка рябины»
|
Отработка складывания базовой формы «воздушный змей».
Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.
|
ноябрь
№
п/п
|
Тема
|
Программное содержание
|
30мин
|
1
|
«Лисичка-сестричка»
|
Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей»
Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей».
Дорисовать мордочку: глаза, нос.
|
2
|
«Домики для лисы и зайца»
|
Учить определять точку пересечения линий.
Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру.
Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.
|
30мин
30мин
|
3
|
«Царевна-ёлочка»
|
Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности.
Украшение ёлочки.
|
4
|
«Дед Мороз»
|
Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.
Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.
|
30мин
|
декабрь
№
п/п
|
Тема
|
Программное содержание
|
30мин
30мин
|
1
|
«Снеговик»
|
Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий.
Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос)
|
2
|
«Снегирь»
|
Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря.
Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.
|
3
|
«Гномик»
|
Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).
Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.
Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.
|
30мин
|
январь
|
№
п/п
|
Тема
|
Программное содержание
|
|
1
|
«Квадратная коробочка»
|
Познакомить с базовой формой «блин».
Используя новую базовую форму, учить изготавливать коробочку.
|
30мин
|
2
|
«Вороненок»
|
Продолжать работать с базовой формой «блин».
Используя новую базовую форму, учить изготавливать птицу вороненок.
|
|
3
|
«Стриж»
|
Продолжать работать с базовой формой «блин».
Используя новую базовую форму, учить изготавливать стрижа.
|
|
февраль
№
п/п
|
Тема
|
Программное содержание
|
|
1
|
«Корона»
|
Продолжать знакомить с базовой формой «блин».
Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.
|
30мин
|
2
|
«Стул»
|
Отработка складывания базовой формы «блин».
Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин».
|
30мин
|
3
|
«Поздравительная открытка к 23 февраля»
|
Учить складывать парусник из 2 квадратов, соединяя их между собой с помощью клея.
Продолжать учить составлять композицию на ½ альбомного листа, аккуратно наклеивая детали.
|
30мин
|
4
|
«Кораблики в море»
(коллективная композиция)
|
Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.
Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.
Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.
|
30мин
|
март
№
п/п
|
Тема
|
Программное содержание
|
30мин
|
1
|
Мамин праздник»
(поздравительная открытка к 8 Марта)
|
Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.
Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.
|
|
|
2
|
«Весна красна»
|
Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».
Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.
Придать выразительность, используя аппликацию.
|
30мин
|
3
|
«Серая шейка»
|
Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей».
Дорисовать глаза и клюв.
|
30мин
|
4
|
«Жар птица»
|
Складывание утки с небольшими изменениями.
Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму.
|
30мин
|
|
|
|
|
апрель
№
п/п
|
Тема
|
Программное содержание
|
30мин
|
1
|
«Ракета»
|
Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.
Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.
|
2
|
«Шаттл»
|
Познакомить со специальным видом транспорта – космическим самолетом-челноком.
Учить складывать прямоугольный лист бумаги в разных направлениях, придавая ему нужную форму.
|
30мин
|
3-4
|
Панно «Цветочный луг»
|
Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию.
|
30мин
|
май
№
п/п
|
Тема
|
Программное содержание
|
30мин
|
1
|
«Коралловая рыбка»
|
Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.
Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз.
|
2
|
«Медузка»
|
Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки (тело медузы).
Используя базовую форму «воздушный змей», сложить щупальца.
Соединить туловище и щупальца, придать выразительность, наклеив глаза.
|
30мин
|
3
|
Композиция
«Морское дно»
|
Складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки».
Дополнить композицию, наклеив рыбок и медуз, сделанных на предыдущих занятиях.
|
30мин
|
4
|
Итоговое занятие
|
Оформление альбома лучших работ за период обучения.
Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников.
|
30мин
|