Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №42»
141321, Московская обл., Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск, ул. 1Мая, д. 33. Телефон: 545-20-37, факс 545-13-04; e-mail: kolokolchik51304@mail.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительная общеразвивающая программа
кружка математической направленности:
«Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
«Шахматная сказка».
для детей 6 - 7 лет
на 2020-2021 учебный год
Разработчик: воспитатель
1 квалификационной категории
Зыкова О.Н.
г. Краснозаводск 2019г.
«Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки на несколько «ходов» вперед».
Путин В.В.
Маршал Советского Союза Конев И.С. сказал: «На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других качеств человеческого характера».
Известный русский педагог Сухомлинский В.А., который намного раньше других осознал воспитательную роль шахмат для детей, считал так: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Эта игра дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы с самого раннего возраста должны войти в жизнь детей, как один из элементов умственной культуры».
Пояснительная записка
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст.4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить... разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Актуальность заключается в том-что, увлекаясь шахматами уменьшается рассеянность, развивается аналитические способности. Обучение игре помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям не коммуникативного типа, расширяет круг общения, возможность полноценного самовыражения, самореализация позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Занятия шахматами способствуют развитию логического и интуитивного мышления, а также долговременной и оперативной памяти. Совершенствует способность к концентрации внимания, усидчивости, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение (например: в игре делать ход). Осуществление определенных замыслов – способствуют формированию решимости и эмоциональной деятельности. Поэтому - реализация данной программы соответствует потребности времени.
Востребованность.
Известный факт, что возможности ребенка велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые дадут возможность быстро и легко освоить точные науки, сложную технику и новые технологии.
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более короткое вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучение, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышление.
Цель.
- Создание условий для самореализации личности, воспитание человека, готового к решению жизненных проблем.
- Развитие интереса у детей к игре в шахматы.
- Выявить и развить творческие способности детей.
- Подготовить ребенка к школе. Увлеченные дети шахматами, лучше будут воспринимать в школе точные науки.
Задачи программы.
Личностные:
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- личностный рост каждого ребенка;
- создание условий для интеллектуального развития ребенка, формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Метапредметные:
- формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
- развитие логического и образного мышления, памяти, внимания, усидчивости.
Образовательные:
- усвоение детьми стратегических основ шахматной игры, методом долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;
- комплексное формирование основ шахматной культуры.
Планируемый результат
В результате реализации программы дети должны:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- называть и различать шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры, играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- овладеть основными шахматными средствами;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах.
Материально-техническое обеспечение
- Демонстрационная магнитная шахматная доска с комплектом шахматных фигур.
- Настольные шахматы и шахматные деревянные доски.
- Корзиночки для шахмат, волшебные мешочки, кубики, карточки, дидактические игры для обучения игре в шахматы.
- Наглядные пособия: альбом с портретами выдающихся гроссмейстеров, иллюстрации, фотографии.
- Обучающие презентации по шахматам. Простые карандаши.
- Технические средства: ноутбук.
Кадровое обеспечение
Воспитатель 1-ой квалификационной категории Зыкова О.Н.
Курсы повышение квалификации 120ч. «Реализация требований ФГОС по дополнительному образованию в дошкольной образовательной организации по теме: Дополнительные занятия в образовательной организации «Методика обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы».
Учебный план
№ темы
|
Название тем
|
Кол-во занятий по теме
|
Кол-во часов темы
|
1
|
«История шахмат»
|
2
|
1ч.
|
2
|
«Шахматная доска»
|
4
|
2ч.
|
3
|
«Шахматный алфавит»
|
1
|
30мин.
|
4
|
«Фигуры»
|
17
|
8ч.30мин.
|
5
|
«Игра малым составом фигур»
|
4
|
2ч.
|
6
|
«Шахматные партии»
|
3
|
1ч.30мин.
|
7
|
«Шахматные часы»
|
1
|
30мин.
|
8
|
«Шахматный досуг»
|
4
|
2ч.
|
Методическое обеспечение
Методы обучения
Словесные методы обучения:
- устное изложение: беседы, чтение литературы, рассказывание историй.
Наглядные методы:
- показ видеоматериалов, иллюстрации, фотографии великих гроссмейстеров, наблюдение за игрой.
Практические методы обучения:
- упражнения, инсценировки, дидактические игры, тренинг, викторины, турниры.
Формы обучения
- теоретические занятия;
- практические занятия – обучение игре в шахматы;
- соревнования.
Формы организации
Групповые занятия:
- прочитывание и рассказывание материала;
- обсуждение.
Подгрупповые занятия:
- разбор партий;
- дидактические игры.
Индивидуальные занятия:
- работа с заданием по тактике;
- работа с картотекой;
- работа с картотекой;
- тренировочные партии с педагогом.
Педагогические технологии
Используются технологии позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований гармоничного развития ребенка в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.
Личностно-ориентированная технология.
На основании уникальности ребенка образовательный процесс проходит дифференцированно, учитываются его возможности и способности. Проистекает процесс, как сотрудничество и партнерство между взрослым и ребенком.
Здоровьесберегающие технологии.
Для здоровья детей на занятиях создаются условия:
- взаимодействия с воспитанниками выстраиваются в увлекательной форме, в радостной атмосфере, эти повышаем интерес к обучению;
- соблюдается смена деятельности, влияющая положительно на физическое и эмоциональное состояние дошкольника;
- Занятия проводятся в удобном, хорошо проветриваемом и достаточно освещенном помещении;
Игровая технология.
Является ведущей деятельностью дошкольника. Чтобы обучение игре в шахматы было результативным -процесс обучения проводится в игровой форме.
Основа: дидактические игры, загадки, элемент соревнования, игровая ситуация.
Компьютерные технологии.
Через компьютерные шахматные партии ребенок получает обобщенное представление игры, много уровневую ситуацию и классификацию операций. А так-же возможность заниматься самостоятельно.
Календарный учебный график
Время проведения 1го занятия:
|
В неделю:
|
В месяц:
|
В учебном году:
|
Всего занятий:
|
Итого:
|
30мин.
|
1 раз, во второй половине дня
|
4 раза
|
9 месяцев
|
36
|
18часов
|
Перспективный план работы кружка.
1. Тема: «Шахматная сказка»
Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения шахмат.
Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты, а так-же сказки и легенды
2. Тема: «Мы будем как они»
Программные задачи: познакомить детей с известными шахматистами мира и России.
Посвятить их в мир увлеченных людей. Рассказать, что многие великие полководцы и вожди увлекались этой игрой.
3. Тема: «Путешествие на поле чудес»
Программные задачи: Знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. «Удивительные клетки» И.Г.Сухин.
4.Тема:«Вертикалики»
Программные задачи: познакомить с новыми понятиям: вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
5.Тема: «Горизонталики»
Программные задачи: познакомить с понятием: горизонтальная линия. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
6.Тема:«Диагоналики»
Программные задачи: познакомить с понятием: диагональ. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
7.Тема: «Шахматный алфавит»
Программные задачи: познакомить детей с шахматными буквариком. Дать понимание о необходимом использовании букв на шахматном поле.
8. Тема: «Королевский балл»
Программные задачи: Знакомство с фигурами. Черные и белые. Определенная форма, их место расположение. У каждой свои обязанности и правила.
9.Тема: «По порядку становись!»
Программные задачи: знакомить детей с расположением фигур на шахматном поле. Закрепление знаний посредством дидактических игр-заданий.
10.Тема:«Солдатики»
Программные задачи: Пешка -знакомство, рисование фигурки. Ход пешки, стратегические возможности. Использование загадок и стихов для -закрепление знаний.
11. Тема:«В поле воин»
Программные задачи: продолжать знакомить с фигурой – пешка. Познакомить с превращением пешки. Закреплять знания с помощью дидактических – задач.
12. Тема:«Могучая фигура»
Программные задачи: Ферзь -знакомство, рисование фигуры. Место в начальной позиции. Ход ферзя. Закреплять знания посредством загадывания загадок, заучивание стихов.
13. Тема: «Виртуоз и фокусник»
Программные задачи: продолжать знакомство с фигурой -ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепление знаний.
14. Тема: «Хитрый и статный»
Программные задачи: ферзь и его задачи. Учить детей следовать правилам ведения шахматной партии, делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидеть ответный ход. Учить понимать и правильно решать поставленную учебную задачу.
15.Тема: «Прямолинейная ладья»
Программные задачи: Ладья -знакомство, рисование фигуры. Ход фигуры. Использование загадок -для запоминания материала.
16. Тема: «Лодка без весел»
Программные задачи: Место ладьи в начальном положении, положение - взятие. Закреплять новые знания используя дидактические игры.
17. Тема: «Ладья»
Программные задачи: продолжать знакомить и закреплять знания о фигуре ладья. Упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на один ход вперед.
18. Тема: «Невероятный скакун»
Программные задачи: Конь -знакомство, рисование фигуры. Использование загадок - для усваивания материала. Место коня в начальной позиции. Ход коня.
19.Тема: «Конь»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь». Упражнять в ходе коня и во взятии им других фигур. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.
20. Тема: «Офицер на поле»
Программные задачи: Слон – знакомство, рисование фигуры. Бело-польные и черно-польные слоны. Ход слона. Загадки.
21.Тема: «Слон»
Программные задачи: продолжать знакомить с фигурой «слон». Показать детям, как слон выполняет взятие. Закреплять знания используя дидактические игры.
22. Тема: «Боевой силач»
Программные задачи: Ладья против слона в игровой практике на шахматной доске. Учить предвидеть ход событий на доске и в соответствии с этим выбирать методы защиты или нападения.
23. Тема: «Все могут короли?»
Программные задачи: Король – знакомство, рисование фигуры. Король против фигур. Ход фигуры. Использование загадок -для осваивания материала.
24. Тема: «На ассамблеи»
Программные задачи: Новое понятие – «контролируемое поле». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр- упражнений. Учить детей правильно понимать учебную задачу.
25. Тема: «Шах»
Программные задачи: познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.
26. Тема: «Шах и мат»
Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.
27. Тема: «Ничья и пат»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями - «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.
Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.
28. Тема: «Рокировка»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.
29. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.
30. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.
31. Тема: «Шахматная партия»
Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».
32. Тема: «Шахматные часы»
Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».
33. Тема: Мониторинг
34. Тема: Шахматный турнир с родителями
Программные задачи: активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.
35. Тема: Шахматный карнавал
Программные задачи: создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.
36. Тема:«Викторина»
Программные задачи: закрепление и повторение усвоенных знаний.