МБОУ "Краснозаводская СОШ №7" им. Н.С.Булычева

141321, Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, город Краснозаводск, Подразделение 1: д. Семенково; Подразделение 2: улица 1 Мая, дом 33; Подразделение 3: улица 1 Мая, дом 47.

Телефон

8-496-554-17-89

8-496-552-25-47

8-496-552-25-89

Эл. почта kolokolchik51304@mail.ru

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №42»

141321, Московская обл., Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск, ул. 1Мая, д. 33. Телефон: 545-20-37, факс 545-13-04; e-mail: kolokolchik51304@mail.ru

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительная общеразвивающая программа

кружка математической направленности:

«Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

«Шахматная сказка».

для детей 6 - 7 лет

на 2020-2021 учебный год

 

Разработчик: воспитатель

1 квалификационной категории

Зыкова О.Н.

г. Краснозаводск 2019г.
 

«Шахматы - это не просто спорт.

Они делают человека мудрее и дальновиднее,

помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию,

просчитывать поступки на несколько «ходов» вперед».

Путин В.В.


Маршал Советского Союза Конев И.С. сказал: «На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других качеств человеческого характера».

Известный русский педагог Сухомлинский В.А., который намного раньше других осознал воспитательную роль шахмат для детей, считал так: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Эта игра дисциплинирует, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Шахматы с самого раннего возраста должны войти в жизнь детей, как один из элементов умственной культуры». 

Пояснительная записка

В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст.4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить... разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

Актуальность заключается в том-что, увлекаясь шахматами уменьшается рассеянность, развивается аналитические способности. Обучение игре помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям не коммуникативного типа, расширяет круг общения, возможность полноценного самовыражения, самореализация позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Занятия шахматами способствуют развитию логического и интуитивного мышления, а также долговременной и оперативной памяти. Совершенствует способность к концентрации внимания, усидчивости, способности к выбору решения. Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение (например: в игре делать ход). Осуществление определенных замыслов – способствуют формированию решимости и эмоциональной деятельности. Поэтому - реализация данной программы соответствует потребности времени.

Востребованность.

Известный факт, что возможности ребенка велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые дадут возможность быстро и легко освоить точные науки, сложную технику и новые технологии.

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более короткое вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучение, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышление.

Цель.

  1. Создание условий для самореализации личности, воспитание человека, готового к решению жизненных проблем.
  2. Развитие интереса у детей к игре в шахматы.
  3. Выявить и развить творческие способности детей.
  4. Подготовить ребенка к школе. Увлеченные дети шахматами, лучше будут воспринимать в школе точные науки.

Задачи программы.

Личностные:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • личностный рост каждого ребенка;
  • создание условий для интеллектуального развития ребенка, формирование общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Метапредметные:

  • формирование познавательной мотивации в процессе обучения;
  • развитие логического и образного мышления, памяти, внимания, усидчивости.

Образовательные:

  • усвоение детьми стратегических основ шахматной игры, методом долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;
  • комплексное формирование основ шахматной культуры.

Планируемый результат

В результате реализации программы дети должны:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  • называть и различать шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
  • иметь представление об элементарных правилах игры, играть малым числом фигур;
  • иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
  • овладеть основными шахматными средствами;
  • правильно применять элементарные правила игры;
  • иметь представление о некоторых тактических приемах.

Материально-техническое обеспечение

  1. Демонстрационная магнитная шахматная доска с комплектом шахматных фигур.
  2. Настольные шахматы и шахматные деревянные доски.
  3. Корзиночки для шахмат, волшебные мешочки, кубики, карточки, дидактические игры для обучения игре в шахматы.
  4. Наглядные пособия: альбом с портретами выдающихся гроссмейстеров, иллюстрации, фотографии.
  5. Обучающие презентации по шахматам. Простые карандаши.
  6. Технические средства: ноутбук.

Кадровое обеспечение

Воспитатель 1-ой квалификационной категории Зыкова О.Н.

Курсы повышение квалификации 120ч. «Реализация требований ФГОС по дополнительному образованию в дошкольной образовательной организации по теме: Дополнительные занятия в образовательной организации «Методика обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы».

Учебный план

№ темы

Название тем

Кол-во занятий по теме

Кол-во часов темы

1

«История шахмат»

2

1ч.

2

«Шахматная доска»

4

2ч.

3

«Шахматный алфавит»

1

30мин.

4

«Фигуры»

17

8ч.30мин.

5

«Игра малым составом фигур»

4

2ч.

6

«Шахматные партии»

3

1ч.30мин.

7

«Шахматные часы»

1

30мин.

8

«Шахматный досуг»

4

2ч.

 

Методическое обеспечение

Методы обучения

Словесные методы обучения:

  • устное изложение: беседы, чтение литературы, рассказывание историй.

Наглядные методы:

  • показ видеоматериалов, иллюстрации, фотографии великих гроссмейстеров, наблюдение за игрой.

Практические методы обучения:

  • упражнения, инсценировки, дидактические игры, тренинг, викторины, турниры.

 

Формы обучения

  • теоретические занятия;
  • практические занятия – обучение игре в шахматы;
  • соревнования.

 

Формы организации

Групповые занятия:

  • прочитывание и рассказывание материала;
  • обсуждение.

Подгрупповые занятия:

  • разбор партий;
  • дидактические игры.

Индивидуальные занятия:

  • работа с заданием по тактике;
  • работа с картотекой;
  • работа с картотекой;
  • тренировочные партии с педагогом.

 

Педагогические технологии

Используются технологии позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований гармоничного развития ребенка в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

Личностно-ориентированная технология.

На основании уникальности ребенка образовательный процесс проходит дифференцированно, учитываются его возможности и способности. Проистекает процесс, как сотрудничество и партнерство между взрослым и ребенком.

Здоровьесберегающие технологии.

Для здоровья детей на занятиях создаются условия:

  • взаимодействия с воспитанниками выстраиваются в увлекательной форме, в радостной атмосфере, эти повышаем интерес к обучению;
  • соблюдается смена деятельности, влияющая положительно на физическое и эмоциональное состояние дошкольника;
  • Занятия проводятся в удобном, хорошо проветриваемом и достаточно освещенном помещении;

Игровая технология.

Является ведущей деятельностью дошкольника. Чтобы обучение игре в шахматы было результативным -процесс обучения проводится в игровой форме.

Основа: дидактические игры, загадки, элемент соревнования, игровая ситуация.

Компьютерные технологии.

Через компьютерные шахматные партии ребенок получает обобщенное представление игры, много уровневую ситуацию и классификацию операций. А так-же возможность заниматься самостоятельно.

 

Календарный учебный график

Время проведения 1го занятия:

В неделю:

В месяц:

В учебном году:

Всего занятий:

Итого:

30мин.

1 раз, во второй половине дня

4 раза

9 месяцев

36

18часов

 

Перспективный план работы кружка.

 

1. Тема: «Шахматная сказка»

Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения шахмат.

Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты, а так-же сказки и легенды

2. Тема: «Мы будем как они»

Программные задачи: познакомить детей с известными шахматистами мира и России.

Посвятить их в мир увлеченных людей. Рассказать, что многие великие полководцы и вожди увлекались этой игрой.

3. Тема: «Путешествие на поле чудес»

Программные задачи: Знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. «Удивительные клетки» И.Г.Сухин.

4.Тема:«Вертикалики»

Программные задачи: познакомить с новыми понятиям: вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

5.Тема: «Горизонталики»

Программные задачи: познакомить с понятием: горизонтальная линия. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

6.Тема:«Диагоналики»

Программные задачи: познакомить с понятием: диагональ. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

7.Тема: «Шахматный алфавит»

Программные задачи: познакомить детей с шахматными буквариком. Дать понимание о необходимом использовании букв на шахматном поле.

8. Тема: «Королевский балл»

Программные задачи: Знакомство с фигурами. Черные и белые. Определенная форма, их место расположение. У каждой свои обязанности и правила.

9.Тема: «По порядку становись!»

Программные задачи: знакомить детей с расположением фигур на шахматном поле. Закрепление знаний посредством дидактических игр-заданий.

10.Тема:«Солдатики»

Программные задачи: Пешка -знакомство, рисование фигурки. Ход пешки, стратегические возможности. Использование загадок и стихов для -закрепление знаний.

11. Тема:«В поле воин»

Программные задачи: продолжать знакомить с фигурой – пешка. Познакомить с превращением пешки. Закреплять знания с помощью дидактических – задач.

12. Тема:«Могучая фигура»

Программные задачи: Ферзь -знакомство, рисование фигуры. Место в начальной позиции. Ход ферзя. Закреплять знания посредством загадывания загадок, заучивание стихов.

13. Тема: «Виртуоз и фокусник»

Программные задачи: продолжать знакомство с фигурой -ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепление знаний.

14. Тема: «Хитрый и статный»

Программные задачи: ферзь и его задачи. Учить детей следовать правилам ведения шахматной партии, делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидеть ответный ход. Учить понимать и правильно решать поставленную учебную задачу.

15.Тема: «Прямолинейная ладья»

Программные задачи: Ладья -знакомство, рисование фигуры. Ход фигуры. Использование загадок -для запоминания материала.

16. Тема: «Лодка без весел»

Программные задачи: Место ладьи в начальном положении, положение - взятие. Закреплять новые знания используя дидактические игры.

17. Тема: «Ладья»

Программные задачи: продолжать знакомить и закреплять знания о фигуре ладья. Упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на один ход вперед.

18. Тема: «Невероятный скакун»

Программные задачи: Конь -знакомство, рисование фигуры. Использование загадок - для усваивания материала. Место коня в начальной позиции. Ход коня.

19.Тема: «Конь»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь». Упражнять в ходе коня и во взятии им других фигур. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

20. Тема: «Офицер на поле»

Программные задачи: Слон – знакомство, рисование фигуры. Бело-польные и черно-польные слоны. Ход слона. Загадки.

21.Тема: «Слон»

Программные задачи: продолжать знакомить с фигурой «слон». Показать детям, как слон выполняет взятие. Закреплять знания используя дидактические игры.

22. Тема: «Боевой силач»

Программные задачи: Ладья против слона в игровой практике на шахматной доске. Учить предвидеть ход событий на доске и в соответствии с этим выбирать методы защиты или нападения.

23. Тема: «Все могут короли?»

Программные задачи: Король – знакомство, рисование фигуры. Король против фигур. Ход фигуры. Использование загадок -для осваивания материала.

24. Тема: «На ассамблеи»

Программные задачи: Новое понятие – «контролируемое поле». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр- упражнений. Учить детей правильно понимать учебную задачу.

25. Тема: «Шах»

Программные задачи: познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

26. Тема: «Шах и мат»

Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

27. Тема: «Ничья и пат»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями - «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.

28. Тема: «Рокировка»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

29. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями — «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

30. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

31. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».

32. Тема: «Шахматные часы»

Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

33. Тема: Мониторинг

34. Тема: Шахматный турнир с родителями

Программные задачи: активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.

35. Тема: Шахматный карнавал

Программные задачи: создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру.

36. Тема:«Викторина»

Программные задачи: закрепление и повторение усвоенных знаний.

Наверх