Дополнительная общеразвивающая программа
кружка технической направленности
«САМОДЕЛКИН»
Стартовый уровень.
(Для детей 6-7 лет).
Программа разработана
воспитателем первой квалификационной категории
Соболевой Еленой Валерьевной
г. Краснозаводск
2020г.
Пояснительная записка
Актуальность
Конструирование из строительного материала, конструкторов, бумаги, природного материала полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, поделки проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Практическая значимость
В рабочей программе определены направления, которые учитывают требования ФГОС ДО
- гуманизация воспитательного процесса;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
В план мероприятий рабочей программы включен разнообразный познавательный и развивающий материал по развитию пространственной ориентации; занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей. Знания о технике, доступные детям, не только удовлетворяют их любопытство, но и содержат большие развивающие возможности: способствуют обострению наблюдательности, восприятия; воображения, а значит, благотворно влияют на умственное развитие дошкольников.
Учитывая особенности нервно-психического развития детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность и впечатлительность на занятиях кружка используется художественная литература, загадки о технике, игры. Вызвать у дошкольников интерес к технике помогают проблемные ситуации, вопросы, игровые задания.
Дети мечтают, а мир техники становится им ближе благодаря игрушкам. Но одних игрушек для этого недостаточно. Нужны яркие впечатления от окружающей действительности, неотъемлемой частью которой являются средства радиотехники, электроники, автоматики. Помочь детям рассказать об этом в доступной и занимательной форме — цель кружка.
Следует иметь в виду, что техника — это неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок, формируется и от которого в определенной степени зависит, каким он станет.
Цель мероприятий: формировать у детей устойчивый интерес к конструированию техники.
Это, во-первых, вооружение детей системой элементарных знаний о современной технике, истории ее создания, развитие технического кругозора, зрительной памяти; во-вторых, воспитание интереса к технике и уважения к труду взрослых, бережного отношения к материалам, орудиям труда, приборам и другим предметам, развитие элементов экономического мышления, понимания трудовых процессов и их последовательности; в-третьих, психологическая и практическая подготовка детей к труду (формирование стремления выполнять любую работу, привитие навыков коллективной деятельности и культуры труда, воспитание социально активной личности).
Задачи:
- Развитие конструктивной и самостоятельной игровой деятельности детей.
- Развитие технического кругозора, зрительной памяти.
- Формирование основ творческой деятельности.
- Воспитание интереса к технике и уважения к труду взрослых.
Все указанные задачи взаимосвязаны и решаются в комплексе. Однако в зависимости от уровня развития и подготовки детей они конкретизируются.
В плане мероприятий по развитию конструктивных способностей у детей 6-7 лет применяются следующие дидактические принципы построения работы.
Принцип систематичности и последовательности требует правильного определения объема знаний и усложнения материала на каждом возрастном этапе, связи знаний с практической деятельностью детей. Принцип систематичности и последовательности предполагает также нахождение логических связей между техническими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребенком на разных ступенях воспитания и обучения.
Принцип развивающего обучения требует построения занятий по типу «от простого к сложному», так как важно дать пищу для растущего ума, вызвать радость познания, поддержать активную заинтересованность. При этом необходимо правильно определить место информации о технике в общей системе знаний об окружающем мире, выделить наиболее значимые сведения не только с точки зрения умственного развития детей, но и игровой деятельности.
Принцип перспективности позволяет подготовить детей к усвоению сложного материала, предусмотреть развитие наиболее ценных в воспитательном отношении ролевых игр, сформировать общие игровые интересы. На реализацию принципа перспективности направлено тематическое планирование игровой деятельности, которое помогает найти оптимальные пути включения информации о технике
Особенности психического развития детей дошкольного возраста требуют широкого использования наглядности. Безусловно, большое впечатление на детей оказывает непосредственное восприятие механизмов. Однако не всегда это возможно. Поэтому воспитатель широко использует технические игрушки, картинки и иллюстрации, фотографии.
Содержание
Перспективный план рабочей программы «Самоделкин» рассчитан на детей 6– 7 лет. Срок её реализации 1 год. Рабочая программа основана на книге Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду».
Занятия разбиты по темам в соответствии с сезонами года.
Задания можно варьировать, включать игровые задания из дополнительного материала. Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей.
Постепенно у детей накапливается чувственный опыт, формируются обобщенные понятия, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости в общественном производстве.
Целевые ориентиры на этапе завершения.
В результате обучения в кружке дети должны получить знания:
- о материалах и инструментах;
- о правилах безопасности труда;
- о различных видах конструирования.
Умения:
- приобретение навыков работы в коллективе;
- освоят навыки работы с ножницами, клеем;
- умеют конструировать из бумаги, строительного материала;
- умеют работать с бросовым и природным материалом.
Тематический план
Сентябрь
|
Конструирование из природного материала «Лиса».
|
Закрепить умение детей работать с природным материалом( шишками) воспитывать самостоятельность, творчество.
|
30 мин.
|
|
Конструирование из бумаги «Автобус».
|
Закрепить знания детей об общественном транспорте, умение наклеивать прямоугольники на опорную линию. Развивать глазомер, четкость движения рук.
|
30 мин.
|
|
Аппликация+ Конструирование из природного материала
«Подсолнух».
|
Закрепить умение детей работать с природным материалом . Научить делать подсолнух из семечек и цветной бумаги, воспитывать желание трудиться.
|
30 мин.
|
|
Аппликация из природного материала «Осенний цветок».
|
Закрепить знания детей об осенних цветах, закрепить умение складывать изображение из листьев, аккуратно их наклеивать.
|
30 мин.
|
Октябрь
|
Конструирование из строительного материала «Гараж».
|
Учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки- машины, для которой она предназначена.
|
30 мин.
|
|
Конструирование из природного материала «Роза».
|
Научить детей делать розу из кленовых листьев по образцу, формировать интерес к данному виду труда.
|
30 мин.
|
|
Конструирование из природного материала «Веселые человечки».
|
Закрепить умение детей работать с разным природным материалом (желуди, фундук, веточки), воспитывать познавательный интерес.
|
30 мин.
|
|
Аппликация+
Конструирование из бросового материала «Флаг России».
|
Закрепить знания детей о Российском флаге. Учить делать флаг по образцу, аккуратно склеивать детали.
|
30 мин.
|
Ноябрь
|
Конструирование из природного материала «Заяц».
|
Закрепить умение детей работать с природным материалом (шишками). Развивать творческую инициативу детей.
|
30 мин.
|
|
Конструирование из строительного материала «Дом по улице идет».
|
Закрепить умение детей строить из строительного материала автобус , собирать его из геометрических фигур.Развивать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе работы.
|
30 мин.
|
|
Конструирование из бросового материала «Самолет».
|
Учить детей работать с бросовым материалом (бутылочки из- под йогурта), воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение его использовать.
|
30 мин.
|
|
Конструирование из бумаги «Осенняя береза».
|
Закрепить знания детей о деревьях. Учить делать объемную поделку, основной частью которой является цилиндр. Воспитывать творчество.
|
30 мин.
|
Декабрь
|
Конструирование из бумаги «Елочка» .
|
Учить детей делать из бумаги объемные поделки. Учить делать елочку, основной частью которой является конус, разрезать его по радиусу. Развивать сообразительность.
|
30 мин.
|
|
Конструирование из природного материала и бросового «Старичок- боровичок».
|
Продолжать учить детей работать с разнообразным материалом (шишки, вата). Воспитывать умение экономно его использовать.
|
30 мин.
|
|
Аппликация+ Конструирование из бросового материала «Дед Мороз».
|
Учить детей составлять композицию из ватных дисков и цветной бумаги, аккуратно наклеивать. Развивать творческие способности, воображение.
|
30 мин.
|
|
Коллективная аппликация «Снеговик».
|
Закрепить умение детей обводить свою ладошку и вырезать по контуру, составлять общую композицию. Закреплять умение трудиться в коллективе.
|
30 мин.
|
|
Январь
|
Конструирование из бросового материала «Пингвины».
|
Учить детей работать с разнообразным бросовым материалом (прокладки от яиц). Воспитывать умение экономно его использовать.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из строительного материала «Машина для своего груза».
|
Закрепить знания детей о грузовом транспорте. Закрепить умение строить машину для своего груза.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из бросового материала «Снеговик».
|
Продолжать учить детей работать с разнообразным бросовым материалом (бутылочки из -под йогурта и вата). Воспитывать интерес.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из снега «Дикие животные».
|
Учить детей совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели. Развивать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе труда.
|
30 мин.
|
|
Февраль
|
Конструирование из бумаги «Двухтрубный пароход».
|
Научить детей делать пароход, складывая бумагу в разных направлениях. Развивать глазомер, четкость движения рук.
|
30 мин.
|
|
|
Аппликация «Корабль» (объемная).
|
Учить детей составлять композицию из цилиндров и геометрических фигур, изображая корабль, аккуратно приклеивать.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из бросового материала «Вертолет».
|
Закрепить знания детей о воздушном транспорте. Продолжать учить работать с разнообразным бросовым материалом (баночки от киндеров), дополнять детали пластилином.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из строительного материала «Катер».
|
Закрепить знания детей о водном транспорте. Научить строить катер из строительного материала. Воспитывать активность, самостоятельность.
|
30 мин.
|
|
Март
|
Конструирование из бумаги «Чашка с цветами».
|
Научить детей делать из бумаги чашку с цветами по образцу. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из бросового материала «Курица».
|
Продолжать учить детей работать с разнообразным бросовым материалом (одноразовые ложки), вырезать нужные детали из бумаги и приклеивать к ложке.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из строительного материала «Многоэтажные дома».
|
Развивать творческую инициативу детей и самостоятельность. Формировать обобщенное представление о домах.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из бумаги «Детская мебель».
|
Научить детей новому способу изготовления игрушек из прямоугольных коробочек, учить работать по выкройке.
|
30 мин.
|
|
Апрель
|
Конструирование куклы из природного материала.
|
Познакомить детей с новым природным материалом - соломой, ее особенностями, учить мастерить игрушку из соломы.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из бумаги «Ракета».
|
Научить детей делать из бумаги ракету. Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из бумаги «Гоночная машина».
|
Закрепить умение детей делать объемные поделки, основной частью которых является цилиндр. Воспитывать доброжелательные отношения детей.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из бумаги «Тюльпан».
|
Научить детей делать из бумаги тюльпан, складывая бумагу в разных направлениях. Воспитывать сообразительность.
|
30 мин.
|
|
Май
|
Конструирование из бумаги «Башня Кремля».
|
Научить детей делать из бумаги башню Кремля, закрепить умение делать коробочки разной величины.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из бумаги «Орден».
|
Закрепить с детьми усвоенные ранее приемы вырезывания, умение работать по выкройке. Развивать глазомер.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из бумаги «Пчелка».
|
Закрепить умение детей делать объемную поделку, основной частью которой является цилиндр.
|
30 мин.
|
|
|
Конструирование из песка «Замок».
|
Формировать умение детей планировать свою работу и технологично осуществлять замысел. Развивать инициативу при создании постройки.
|
30 мин.
|
|
|
|
|
|
|
|